Хот-хэтч с автоматом: быть или не быть? Ответ на этот шекспировский вопрос – главное, чего я ждал от Mini John Cooper Works, как теперь называется топовый хот-хэтч британского бренда, ведь в России он бывают исключительно двухпедальным.
Со сменой поколений флагманский хэтчбек британской марки отбросил приставку Cooper S и называется теперь просто Mini John Cooper Works. В России JCW доступен в единственной комплектации по цене от 1 780 000 руб. Первое время JCW предлагали и с механикой, и с автоматом, но теперь в гамме осталась исключительно АКП.
В иерархии хэтчбеков Mini можно запутаться, особенно теперь, когда у них у всех под капотом турбомоторы. Просто Cooper – это три цилиндра, 1.5 литра и 136 л.с. Cooper S подразумевает четырёхцилиндровый 2.0-литровый мотор, выдающий 192 л.с. И тот, и другой можно заказать как с автоматической, так и с механической коробками передач. На вершине гаммы в данный момент находится Mini John Cooper Works, у которого тот же мотор форсирован до 231 л.с., но коробка передач – исключительно автомат. What?! Но, помимо форсированного мотора, покупатель британского хот-хэтча получит иную подвеску, мощные тормоза Brembo, «ковши» в салон и обвес. Учитывая, что средний брат в семье может быть и с МКП, не делает ли это притязания JCW на трон самого-самого в семье несколько необоснованными?
В 90-е настоящий спортивный автомобиль был немыслим без механики, ведь автоматы были медленными, тупыми, а из-за меньшего числа передач, ступени были более длинными. В общем, разгонялись такие машины сильно хуже, а топлива потребляли сильно больше. В 2000-е картину полностью изменили роботизированные коробки с двумя сцеплениями, которые доказали, что двухпедальные машины могут быть быстрее и экономичнее. Ну а в 2010-е настало время реванша автоматов. Современные гидромеханические трансмисии умеют блокировать гидротрансформатор едва ли не во всём диапазоне работы, по скорострельности поспорят с «преселективами», а передачи подтыкают уместнее, чем иной гонщик. И 6-ступенчатый автомат ZF на Mini JCW как раз из таких.
Из-за поперечно установленного мотора более свежий 8-ступенчатый агрегат под капот просто не влез, но и 6 передач немецкой коробке хватает, чтобы заставить водителя улыбаться. Вверх коробка переключается с изумительной быстротой – кажется, что разрыва тяги и вовсе нет! А точные попадания с переходом вниз на торможении заставляют забыть о наличии у автомата ручного режима. Конечно, всё вышесказанное касается лишь режима Sport. В комфортном режиме коробка куда расслабленее и годится максимум для езды по городу. Даже на загородном шоссе рука уже спустя пару ускорений толкает рычаг в сторону заветного «Спорта». Впрочем, о ручном режиме автомата Mini JCW тоже вспоминаешь. Когда хочешь устроить... небольшой концерт.
Ведь при переходе вниз, особенно, когда после переключения обороты остаются большими, John Cooper Works недовольно бормочет выхлопом. И это не фейк – вместе с выхлопными газами в выпускной тракт отправляется и немного несгоревшего топлива, которое, догорая в выпускном тракте, и создаёт такой звук. Впрочем, совсем без фейка не обошлось, ведь в остальных режимах бас мотора транслируется в салон через динамики. И это не тот случай, когда возмутятся лишь пуристы. В большинстве режимов движения этот гул просто ни к чему – ничего, кроме головной боли, он не вызывает. А если уж дубасишь по-настоящему, то и с натуральным саундтреком проблем нет.
Что оригинальный Mini, что первый из новых, радовали своих владельцев вертлявой, словно у терьера, кормой. Сброс газа, и хэтчбек весело забрасывал задние колёса в скольжение. Довольно быстро в Мюнхене (вы же на забыли, что Mini – это, по сути, переднеприводные BMW?) решили, что столь острый характер любимцу женщин ни к чему, поэтому уже второе поколение модели беззастенчево скользило мордой наружу. Я отлично помню, как 4 года назад на «Спорткаре 2013 года» вёл по Moscow Raceway Mini Roadster Cooper S. В каждом повороте после торможения и первого движения рулём он требовал резкого добавления и сброса газа, дабы вызвать небольшой снос задней оси. Без этого машина ехала мимо поворотов.
В итоге, чтобы ехать на Mini по-настоящему быстро, нужно было работать. Легендарный раллист 60-70-х и один из первых «летающих финнов», а ныне посол марки Рауно Аалтонен в защиту Mini не раз говорил, что от сноса задней оси прока на трассе нет. Мол, с таким «недостатком», как иногда называют недостаточную поворачиваемость, хороший пилот поедет ещё быстрее. Быстрее – возможно, но точно не веселее. Увы, несмотря на полностью новую платформу UKL2, на которой построен Mini третьего поколения, он едет также. При небольшом переборе со скоростью на входе – снос, а в ответ даже на откровенную провокацию – лишь скольжение четырёх колёс. Всё, что остаётся делать водителю, это отпустить газ и немного расправить руль в надежде на возврващение сцепления колёс с дорогой.
По-настоящему понимаешь, зачем покупать JCW, только когда нажимаешь на тормоза. Да, обвес и подвеску можно заказать у дилера и на обычный Cooper S. Да, двигатель можно «раздуть» в любом клубном сервисе – технически отличий от младшей версии почти нет. Да, от «ковшей» в городе мало толку. Кстати, на нашей машине их не было. Но работа тормозов Brembo – настоящее откровение! Тормозную систему JCW можно выставлять в палате мер и весов в качестве эталона тормозов для массового хот-хэтча. Абсолютно всё - от настроек педали до эффективности и стойкости к перегреву достойно восхищения. Тормозить можно очень поздно, а дозировать замедление – с аптекарской точностью.
А ведь на тормоза Mini, как и у Octavia RS, возложена функция имитации дифференциала повышенного трения – они также подтормаживают внутренее переднее колесо. И, увы, для по-настоящему быстрой езды по треку, как и у Skoda, этого мало. На загородном шоссе или серпантине электронной имитации хватает, чтобы чуть заправить машину в поворот, позволив раньше вставать на газ, но на треке, с его по-настоящему предельными режимами, нужно большее. «Аксакалы» хот-хэтчей B-сегмента вроде Opel Corsa OPC Nurburgring или Renault Clio RS 201 не оставили бы от британского стиляги камня на камне. Но их нет, а он есть. Более того, Renault со сменой поколения стала куда более компромиссной машиной, а у Opel Corsa теперь и вовсе нет «горячей» версии. Выходит, подход Mini оказался правильнее?
Даже Mini Cooper S можно смело отнести к хот-хэтчам, не говоря уже о JCW. Суммарные продажи двух машин последние годы приближаются к 200 экземплярам, что делает британский хэтч фактическим лидером рынка хот-хэтчей страны. Причина? У Mini есть то, чего не было ни у «Корсы, ни у «Клио», ни у «Фиесты», – правильный имидж и автомат. Настоящих любителей хард-кора и связанной с ним механики в России становится меньше с каждым годом. В стране уже сейчас продаётся машин с автоматом больше, чем с МКП, а за последние 10 лет выросло поколение, которое и вовсе не умеет пользоваться третьей педалью. Многие из них уже могут позволить себе дорогой хот-хэтч, и они выбирают Mini.
Да и кому хочется потратить полтора-два миллиона на Renault или Opel? Разве удивишь девушку тем, что у тебя самый быстрый Clio? А вот самый быстрый Mini – это впечатляет. Раньше на пути к заветному флагману стояла та самая третья педаль и рычаг механики, а теперь – только ценник. Да и это условность, ведь купить JCW выгднее, чем максимально приблизить к нему допопциями Cooper S. А как показывает уже второй наш тест нового Mini, совместная жизнь с британскими хэтчбеками со сменой поколения стала куда проще. Багажник больше не номинальный, на заднем сиденье поместятся не только дети, а в комфортном режиме подвеска даже у JCW не жёстче, чем у большинства машин B-сегмента. Если не брать красивые 18-дюймовые шины с низкопрофильной резиной, то и в путешествие куда-нибудь в Ярославскую и Тверскую области с их убитыми дорогами можно отправиться.
Конечно, основная среда обитания любого Mini, включая John Cooper Works, – это город и загородные дорожки. На треке ему не хватает блокировки дифференциала или хотя бы хитрой подвески с отдельными поворотными кулаками, но, в отличие от Octavia RS, путь на гоночную трассу британскому малышу отнюдь не заказан. Самое удивительное, что Mini способен понравится не только молодым парням и девчонкам, которым только дай потратить родительские деньги. Триумфатору Ле-Мана в классе GTE Алексею Басову давно не 25 и даже не 30, а он от Mini в восторге: «Исключительно достойный молодёжный автомобиль – лет до 25. Однако и мне он понравился и уж отторжения точно не вызывает, просто попривыкнуть требует». Создателя трек-кара Shortcut Михаила Даева и вовсе было не остановить – комплименты сыпались из его уст, как их рога изобилия.
Даже недолюбливающий передний привод, хотя и добившийся на нём своих главных побед, Борис Шульмейстер к концу своей сессии сдался: «Отличная машина!». В отличие от всех своих конкурентов, Mini всегда был готов дать немного больше, благодаря автомату, неповторимому стилю и имиджу бренда, а теперь и вовсе не требует жертв. Поэтому-то этот уличный дэнсер и стал настоящим money maker’ом. И останавливаться не намерен, ведь из шэйкера в обычный автомобиль его можно превратить нажатием одной кнопки. Может ли хот-хэтч быь с автоматом? В России он только таким быть и должен!
Технические характеристики | Mini John Cooper Works |
Тип двигателя | Бензиновый, с непосредственным впрыском и турбонаддувом |
Рабочий объём, см³ | 1 998 |
Число цилиндров | 4 |
Число клапанов | 16 |
Макс. мощность, л.с/об.мин. | 231/5 200 – 6 000 |
Макс. момент, Нм/об.мин. | 320/1 250 – 4 800 |
Трансмиссия | Роботизированная, 6-ступенчатая |
Тип привода | Подключаемый |
Передняя подвеска | Независимая, пружинная, McPherson |
Задняя подвеска | Независимая, пружинная, многорычажная |
Тормоза | Передние дисковые вентилируемые и задние дисковые |
Габариты (ДхШхВ), мм | 3 874x1 727x1 414 |
Колёсная база, мм | 2 495 |
Дорожный просвет, мм | 143 мм |
Снаряженная масса, кг | 1 220 |
Максимальная скорость, км/ч | 246 |
Разгон до 100 км/ч, с | 6,1 |
Расход топлива (комб.), л/100 км | 5,7 |
Объём багажника, л | 211 |
Объём топливного бака, л | 44 |
Размер шин | 205/45 R17 |
Цена, руб. | от 1 770 000 |